Образование
Материалы об образовательном уровне и школах.
1906 год. Статистические сведения о народном образовании.
- Подробности
- Опубликовано 15.06.2021 14:13
Статистические сведения о начальном народном образовании в Орловском уезде.
ТАБЛИЦА № 1. Начальныя народныя земския училища, состав учащих и о числе учащихся в них.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
Год открытия | 1873 | 1889 | 1851 | |
Число учащих | Учителей | 2 | ||
Учительниц | 1 | 1 | ||
Помощников | 2 | |||
Помощниц | 1 | 2 | 2 | |
Число учащихся в 1905 уч. г. | Мальчиков | |||
Девочек | ||||
Число учащихся в 1906 уч. г. | Мальчиков | 286 | 86 | |
Девочек | 134 | |||
Число учащихся по отделениям | 1-е отделение | 60 | 33 | 53 |
2-е отделение | 60 | 30 | 48 | |
3-е отделение | 60 | 35 | 33 | |
4-е отделение | 65 (и 5 отд. 44) | |||
Число окончивших курс в 1906 г. | Мальчиков | 73 | 20 | |
Девочек | 26 | |||
Ушло до окончания курса | Мальчиков | 40 | 7 | |
Девочек | 24 | |||
Число учащихся к концу уч. года. | Мальчиков | 249 | 79 | |
Девочек | 110 |
ТАБЛИЦА № 2. Об учащихся в народных земских училищах по возрасту, народности, сословию, вероисповеданию и месту жительства.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
УЧАЩИЕСЯ К 1 ЯНВАРЯ 1906 ГОДА РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ | ||||
Число учащихся к 1 января 1906 года | 264 | 82 | 124 | |
По возрасту | Менее 8 лет | 1 | 2 | |
8 лет | 29 | 11 | 36 | |
9 лет | 10 | 20 | 43 | |
10 лет | 65 | 22 | 22 | |
11 лет | 68 | 20 | 18 | |
12 лет | 27 | 6 | 3 | |
13 лет | 51 | 3 | ||
14 лет и старше | 13 | |||
По народности | Русских | 264 | 82 | 124 |
Других народн. | ||||
По сословию | Дети крестьян | 261 | 81 | 123 |
Дети др. сослов. | 3 | 1 | 1 | |
По вероисповеданию | Православных | 264 | 82 | 123 |
Старообрядцев | ||||
Других вероисп. | ||||
По месту жительства | Из того же села | 98 | 9 | 53 |
До 1 версты | 21 | 5 | 15 | |
От 1 до 2 в. | 46 | 23 | 16 | |
От 2 до 3 в. | 18 | 25 | 24 | |
От 3 до 4 в. | 25 | 4 | 12 | |
От 4 до 6 в. | 11 | 8 | 4 | |
От 6 до 10 в. | 8 | |||
Свыше 10 в. | 2 |
ТАБЛИЦА № 3. Состав учащих в земских училищах.
Состав преподавателей | Всего на службе | На службе в этом училищ. | Образование | Жалование в год | Квартира при училище | Квартирные деньги |
---|---|---|---|---|---|---|
Истобенское 2-х классное | ||||||
Учитель Александр Николаевич Шатров (заведующий) | 21 лет | 5 года | Вятск. 4-х класс. городск. учил. | 360 руб. | ||
Учитель Павел Степанович Столяров | 7 лет | 7 лет | Казан. учит. семин. | 360 руб. | ||
Помощник Николай Васильевич Успенский | 8 лет | 2 года | Учительская семин. | 330 руб. | ||
Помощник Петр Антонович Русалеев | 5 года | 5 года | Казан. дух. семин. | 330 руб. | ||
Помошница Вера Михайловна Русалева | 9 лет | 2 года | Вятск. епарх. учил. | 330 руб. | ||
Истобенское мужское | ||||||
Учительница Софья Александровна Банникова | 11 лет | 9 лет | Вятск. Мариин. гимн. | 327 руб. | ||
Помощница Фаина Николаевна Князева | 4 года | 4 года | Вятск. епарх. учил. | 195 руб. | ||
Помощница Елизавета Федоровна Мышкина | 7 лет | 6 лет | Вятск. епарх. учил. | 192 руб. | ||
Истобенское женское | ||||||
Учительница Римма Алексеевна Корчемкина | 6 лет | 2 года | Вятск. Мариин. гимн. | 312 руб. | ||
Помощница Надежда Ивановна Савиных | 4 года | 3 года | Татиан. жен. гимн. | 150 руб. | ||
Помощница Елена Тимофеевна Колупаева | 2 года | 2 года | Орловская гимназия | 180 руб. |
ТАБЛИЦА № 5. Училищные помещения.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
Количество учащихся | 289 | 82 | 134 | |
Собственник помещения | Земское | Наемное | Наемное | |
Количество классных комнат | 5 | 3 | 3 | |
Классные помещения | Площадь всех | 559,6 | 229,7 | 190,4 |
Объем помещений | 3217,9 | 1056,6 | 856,8 | |
Площадь на 1 ученика | 1,93 | 2,7 | 1,44 | |
Объем на 1 ученика | 11,1 | 12,4 | 6,5 | |
Объем коридоров и раздевалок | 638,3 | 73,1 | 81 | |
Общещития для учеников | Ночуют в классе | 2-16 | ||
Кол-во учен. в общеж. | ||||
Площадь пола | 36 | 49,9 | ||
Объем помещения | 150 | 202,1 | ||
Квартиры учащих | Кол-во преподавателей | 1 | 1 | 1 |
Количество комнат | 1 | 1 | 1 | |
Площадь помещений | 121,0 | 39,8 | 43,6 | |
Объем помещений | 605,0 | 183,1 | 196,2 |
ТАБЛИЦА № 6. О числе выбывших из училищ и о причинах выбытия и перерыва занятий.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
Причины выбытия учащихся за учебный год. | ||||
По болезни | 2 | 3 | 5 | |
По смерти | 2 | 1 | ||
По болезни или смерти родителей | 2 | |||
По неимению одежды или обуви | 2 | |||
По случаю домашней работы | 5 | 18 | ||
Отдача в наем | 1 | |||
По неспособности | ||||
За дурное поведение | 1 | |||
Перешли в другую школу | 4 | 1 | ||
По случаю переезда родителей | 3 | 1 | ||
По отдаленности школы | 1 | |||
По другим причинам | 3 | |||
ВСЕГО | 24 | 7 | 24 | |
Перерывы в занятиях | В марте 2 дня и апреле 3 дня | |||
Причины перерывов | По случаю скарлатины |
Ведомость о состоянии учебных пособий.
Истобенское двухклассное училище.
Учебники.
Количество - 2933
Стоимость - 1052,99 руб.
Учебные пособия.
Количество - 554
Стоимость - 551,73 руб.
Ученические библиотеки.
Количество - 497
Стоимость - 207,81 руб.
Учительские бибдиотеки.
Количество - 497
Стоимость - 227,16 руб.
Доклад об учебных мастерских.
В 1905 году в Истобенской столярно-токарной мастерской обучалось 70 учеников. Из них проживало в селе Истобенском - 45.
Отчетный год закончился с убытком по Истобенской мастерской в 260,41 руб.
1906 год. Ходатайства о пособиях на образование.
- Подробности
- Опубликовано 15.06.2024 20:05
В Вятское губернское земское собрание экстренной сессии 12 апреля 1906 г.
Вятской губернской земской управы
ДОКЛАД по народному образованию.
Разныя ходатайства
В заключение губернская управа находит необходимым обратить внимание собрания на некоторыя новыя ходатайства разных лиц и учреждений, имеющия отношение к постановке народнаго образования, а также на ответы правительства на прежде возбужденныя ходатайства подобнаго рода.
...
4) Директор Казанскаго речного училища, отношением от 29 октября 1905 года за № 415 , ходатайствует о продолжении пособия речному училищу в прежнем размере.
Прошлое очередное губернск. собрание в заседании 16 дек. 1904 г. постановило оказывать пособие Казанскому речному училищу ежегодно по 100 руб. впредь до открытия Истобенскаго речного училища. На этом основании губ. управа внесла в проект сметы 1906 г. прежнюю сумму 100 р., каковую и просит утвердить.
...
СПИСОК библиотек-читален, на кои испрашивается пособие из кредита губернскаго земства на 1906 г.
Истобенская библиотека при школе
Год открытия - до 1898 г.
Испрашивается ежегодное пособие - 25 руб.
Истобенская общественная библиотека
Год открытия - до 1898 г.
Испрашивается ежегодное пособие - 25 руб.
Истобенская библиотека общества трезвости
Год открытия - 1905 г.
Испрашивается ежегодное пособие - 25 руб.
Ведомость о лицах, ходатайствующих о назначении стипендий и пособий от губернскаго земства для получения образования в высших и средних (спецальных) учебных заведениях, 1905 г.
...
Банникова София Алексеевна, учительница Истобенскаго зем. училища — о назначении ей стипендии для получения высшаго образования на педагогических курсах.
Рекомендовать губ. собранию.
Дополнительный список ходатайств о пособиях на образование в высших, средних, низших и профессиональных и других учебных заведениях.
...
Шатров Алексаедр Николаевич, учитель Истобенскаго двухкласснаго училища - о назначении ему пособия на обучение детей: дочери Софии в 5 кл. Орловской гимназии и сына Николая в 1 кл. Орловскаго реальнаго училища.
1907 год. Доклад о народном образовании.
- Подробности
- Опубликовано 19.07.2021 23:34
Доклад о народном образовании.
Училищные библиотеки и учебные пособия.
К концу прошлаго года во всех училищных библиотеках состояло 152181 том на сумму 39083 руб. 57 коп., в течение отчетнаго года приобретено 8000 томов на сумму 2331 руб. 89 коп. Таким образом в течение всего 1906 года в библиотеках числилось 160181 том книг на сумму 41415 руб. 46 коп. В течение года по разных причинам убыло книг 14705 томов на сумму 1835 руб. 45 коп. Всего таким образом к началу новаго 1907 года состоит 145476 томов на сумму 39580 руб. 4 коп.
Из учебных руководств и пособий ранее употреблялись и употребляются в настоящее почти исключительно те, которыя были рекомендованы совещанием г.г. инспекторов народных училищ, бывшим в сентябре месяце 1903 года в г. Вятке.
По Закону Божию.
В качестве учебных руководств:
Епископ Агафодор. Наставление в Закопе Божием для начальных училищ.
В качестве учебных пособий:
Протоиерей Н. Попов. Начальное наставление в Законе Божием; Историческия чтения из книг ветхаго завета; издания училищнаго совета при Святейшем Синоде.
В качестве методическаго руководства: Страхов И. Методика Закона Божия с изложением общих основ и средств религиознаго воспитания.
В качестве наглядных пособий: Картины по священной истории Сидорскаго и Ильина.
По церковно-славянскому языку.
В качестве учебнаго руководства:
А. Гусев. Элементарный учебник церковно-славянской грамматики в начальных народных училищах.
С. Грушевский. Первая книга церковно-славянскаго языка.
Для упражнения в чтении — Св. Евангелие на церковно-славянском языке, псалтырь учебная и часослов учебный.
В качестве учебных пособий: церковно-славянские словари Михайловскаго, Гусева и др.
По русскому языку.
В качестве учебных руководств:
Вантеров В. П. — Русский букварь;
Л. Н. Толстой — Новая Азбука.
Д. и Е. Тихомирова — Букварь для совместнаго обучения письму, чтению и счету:
Д. Тихомиров. — Вешние всходы: 1, 2-я и З-я книги.
А. Баранов. Наше Родное: 1-я и 2-я части.
И. Бунаков. В школе и дома: 1-я и 2-я части.
Ершин и Волонтовский. — Новая книга для чтения.
Л. Н. Толстой — первая, вторая, третья и четвертая книги русскаго чтения.
К. Ушинский — Родное Слово, год второй.
В отчетном году в качестве классной книги для чтения, введена прекрасная книга Виперова: "Мир в разсказах для детей".
В качестве учебных руководств для учеников инородцев.
М. Вальтер. Русская Речь — в 3-х выпусках.
В качестве методических руководств:
Д. Тихомиров - Как учить читать, писать и считать и еще чему и как учить на уроках русскаго языка.
А. Баранов. Подробный план занятий в начальной школе и др.
Для обучения правописанию и самостоятельному изложению мыслей:
Н. Некрасов. Практический курс правописания, 1-й и 2-й выпуски и руководства к практическому курсу правописания.
А. Глазунова и Е. Разина. Задача и план для упражнения в письменном изложении мыслей и методическия к ним указания.
Ф. Пуцыковича. Письменныя упражнения в изложении мыслей.
По письму.
В качестве учебных руководств:
Ф. Пуцыковича — Начальныя прописи.
В. Горбач — Русския прописи.
По методике письма:
Гербач — методическое руководство к обучению письму.
А. Портов. — Методическое руководство к обучению.
В. Раевский. — О преподавании чистописания в начальных училищах.
По арифметике.
Задачники:
Гольденберга, Вишневскаго, Комарова, Лубенца, Евтушевскаго и Терешкевича.
Для самостоятельных упражнений:
Н. Некрасов. — Сборник ариѳметических задач, правил и примеров (2 выпуска).
Для упражнения в умственном счете:
Бобровников. — Методика начальнаго преподавания арифметики и сборник упражнений в умственном счете.
Для упражнений на счетах:
М. Кудрявцев. — Арифметика ва счетах.
В качестве методических руководств:
А. Гольденберг. — Методика начальной арифметики.
Г. Вишневский. — Записки по методике.
С. Шохор-Троцкий. — Методика арифметики.
Евтушевский. — Руководство для учителей и учительниц к преподаванию арифметики в начальных шкодах.
По педагогике, методике и училищеведению.
Амос Каменский. — Великая дидактика.
Г. Питаноцци. — Избранныя педагогическия сочинения.
Л. Кельнер. — Мысли о школьном и домашнем воспитании.
А. И. Анастасиев. — Народная школа.
Наглядныя пособия.
Из наглядных учебных пособий имеются почти в каждой школе:
Священно-историческия картины по истории России. Д. Дубенскаго,
стенныя естественно-историческия таблицы для наглядных школ, издаваемыя Императорским вольно-экономическим обществом,
географическия карты: Палестины, Европейской и Азиатской России, Европы и полушарий;
глобус, теллурий, типы племен, простейшие физические приборы (весы, стеклянная призма, лупа, компас, электрическая машина, лейденския банки и друг.),
коллекции для нагляднаго ознакомления с минералогией (гранит и его изменения; железо и медь) по ботанике (хлебныя растения, прядильныя растения и друг.) и меры длины и сыпучих тел.
Учительския и ученическия библиотеки.
При каждом училище есть учительская библиотека для преподающих лиц и ученическая для учащихся.
Во всех министерских училищах выписывалось приложение к циркуляру по Казанскому учебному округу "Начальное Обучение".
Из ценных изданий в отчетном году приобретено для Истобенскаго двухкласснаго учиилища: "Библиотека естествознания" издание Брокгауз-Ефрон, стоимостью 91 руб.
Кроме того учащие пользовались журналами и газетами, выписываемыми в народныя библиотеки, имеющияся почти при всех училищах в селах.
Предметы преподавания.
Закон Божий.
Обязательными предметами преподавания в начальных училищах на основании ст. 3471 св. зак. т. XI ч. I изд. 1893 года служат:
1) Закон Божий (краткий катихизис и священная история),
2) чтение по книгам гражданской и церковной печати,
3) письмо,
4) первыя четыре действия ариѳметики и
5) церковное пение, где преподавание его возможно.
10-ти летняя служба в должности учителя в начальных школах Орловскаго уезда, четырехлетнее знакомство с постановкой учебно-воспитательнаго дела в уезде в качестве члена училищнаго совета дают мне некоторое основание судить о постановке этого дела в школах уезда и в отчетном году.
Укажу на самое крупное, что бросается в глаза при знакомстве с начальными школами уезда. По постановке преподавания Закона Божия начальныя школы разделяются на лучшия, средния и худшия.
В первых учащие усвоили отчетливо фактический материал священной истории ветхаго и новаго завета, совершенно сознательно уяснили сущность догматическаго учения святой церкви, изложеннаго в символе веры, заповедах и молитвах. Имеют отчетливое представление о круге церковных богослужений.
В школах с средней постановкой этого предмета учащиеся обладают теми же знаниями, но менее отчетливо и с меньшим сознанием и пониманием. И, наконец, в школах третьей категории учащиеся обладают очень сбивчивыми, неясными познаниями по Закопу
Божию, а в некоторых случаях знания учеников ограничиваются званиями событий из священной истории, да почти механическим знанием повседневных молитв.
Но в школах всех трех категорий замечается, по моему мнению, один существенный недостаток.
Во первых, в преподавании Закона Божия нет жизненности, того, что называется настроением. Закон Божий предмет не столько обучения, сколько воспитания. Еще не все, если ребенок будет знать священныя события, запомнит тексты, обяснит Символ веры и заповеди, что толку, если весь этот материал не затронул сердца ребенка, не поразил его воображения не мерцающим светом обаятельной личности Сына Божия, высокими примерами жизни святых.
Таким знаниям апостол не придает никакой цены: "аще вем писания и весь разум, любви же не имам — ложь есть".
Во вторых, при прохождении событий ветхозаветной истории не обращают внимания на то, что ветхий завет есть сон грядущих благ, а потому все события того времени суть или прообразы или смутное предугадывание благодатнаго царства Христова, под таким углом они, и должны разсматриваться при прохождений учениками. Далее при изучении событий новозаветной истории совсем не выдвигается человеческая природа "Сына человека", а в евангелии много указаний на то, как проявлялась человеческая природа Спасителя, как сердце его было преисполнено глубокой жалости ко всему бедному, обездоленному, страдающему: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененнии", как доступны были ему обыденныя горести и радости людския.
Брак в Кане, Его скорбь вместе с народом об умершем Лазаре. Трогательная любовь к детям, а от этого обаятельный для всех веков, несравненный образ всерадостнаго Сына человеческаго остается далеким для детскаго сердца, недосягаемым, высоким, безстрастным Богом.
Необходимо поэтому в преподавание этого одного из важнейших предметов воспитания внести больше сердца, жизненности, настроения, но меньше сухости и догматизма.
Славянское чтение.
В большинстве школ учащие по славянскому чтению обыкновенно ограничиваются чтением и более или менее дословным переводом евангелия, да разве пересказом прочитаннаго. По моему, это не все. Недостаточно только учить учащихся понимать славянскую книгу. Главная задача славянскаго чтения заключается в том, чтобы заставить учащихся полюбить евангелие, раскрыть пред умственным взором ученика все благодатное сокровище этой вечной книги, чтобы потом чтение евангелия стало насущной потребностью ученика, чтобы он томился об нем, жаждал его, чтобы во всех горестях и радостях своей жизни он прибегал к нему, как к небесному другу и утешителю, чтобы каждый свой поступок прикидывал к этой вечной мерке.
Вот, по моему мнению, те задачи, которыя должно преследовать славянское чтение в школе. Недостаточно поэтому ограничиваться только простым переводом евангелия, необходимо еще вести разумное проникновение, обяснительное чтение, беседы, делать постоянныя указания на жизненные факты, приближающиеся к евангельскому учению или отдаляющиеся от него. Для этого разумнее взять какое-нибудь евангелие и постараться его прочитать без пропусков, тогда получится полное и цельное впечатление от этой святой книги.
Русское чтение.
Русское чтение ведется более толково, более осмысленно. В большинстве школ оно ведется по книгам Баранова "Наше Родное" и Тихомирова "Вешние всходы".
Очевидно учащие этот предмет считают очень важным в курсе начальной школы, занимаются им охотно и с любовию.
В большинстве случаев учащиеся обнаруживают солидныя для них познания по отечественной истории, географии, имеют правильное представление о явлениях природы: дождь, снег, град, ветер, отчего происходит день и ночь и т. д., обладают некоторыми сведениями о жизни и строении человеческаго тела.
Почти все они слыхали дорогия для всех имена: Пушкина, Гоголя, Лермонтова и друг.
Недостаток постановки русскаго чтения это, пожалуй, полное отсутствие выразительности чтения. Учащие очевидно и сами не сознают важности этой стороны чтения и недостаточно ясно усвоили его идею. Сами они понимают ее различно: одни видят ее в особой громкости (на мое замечание ученику читать выразительно, учительница настаивала на особенно громком чтении), другие в раздельности; третьи в соблюдении стихотворнаго размера. Необходимо на эту сторону чтения обращать серьезное внимание.
Письмо.
Высшим стилистическим упражнением в школах считается изложение. Изложение в большинстве школ есть почти подлинный пересказ прочитанной статьи и только в некоторых школах есть попытки двинуть учеников по этому пути дальше: ученики пытаются сократить статью, если она велика, написать подробнее, если она коротка. Упражнения ведутся в письменном изложении мыслей преимущественно по книгам Пуцыковича, Глазуновой и Разиной, а также в некоторых случаях пользуются вопросами, помещенными в книгах для чтения.
Способ ведения письменных работ в большинстве случаев состоит в том, что учащие читают несколько раз какую нибудь более или менее посильную статью, заставляют учеников разсказать и написать изложение; и только некоторые делят статью на части, составляют план, и затем уже приступают к изложению.
Громадную услугу в деле ведения письменных упражнений могут оказать книги А. И. Анастасиева "Письменныя упражнения для учащихся в школе и дома".
Арифметика.
Из всех предметов школьнаго обучения ариѳметика сравнительно более под силу преподающим. В большинстве школ она поставлена удовлетворительно, ученики отчетливо знают нумерацию, действия с составными именованными числами.
В некоторых школах хорошо поставлен устный счет: ученики свободно обращаются даже с простейшими дробями. В очень многих школах учащиеся почти не умеют обращаться с торговыми счетами. Между тем это прекрасное наглядное пособие для сознательнаго усвоения нумерации, кроме того, оно самый распространенный необходимый в жизненном быту прибор.
Доклад об учебных мастерских.
Для возможнаго содействия развитию в уезде кустарных промыслов на содержании земства за отчетный год было восемь учебных мастерских:
1) четыре столярно-токарных в городе Орлове и в селах Истобенском, Верховском и Верхошижемском;
2) две сапожно-башмачных в селах Верходворском и Желтопесковском;
3) одна ткацкая мастерская в городе Орлове при общежитии бедных учениц женской гимназии, и
4) одна мастерская плетения из корня и ивы в г. Орлове.
...
Истобенская столярно-токарная мастерская исполнила заказов для земства на 885 руб. 92 к. и по частным заказам на 263 руб. 47 к., всего на 1149 руб. 39 к. На содержание мастерской израсходовано 1194 руб. 20 к (в том числе и выручки по частным заказам). Содержание мастерской обошлось в 44 руб. 81 к. Содержание одного ученика, при 58 учащихся, обошлось по 86 к. в год.
1907 год. Статистические сведения о народном образовании.
- Подробности
- Опубликовано 29.07.2021 22:34
Статистические сведения о начальном народном образовании в Орловском уезде.
ТАБЛИЦА № 2. Начальныя народныя земския училища, состав учащих и о числе учащихся в них.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
Год открытия | 1873 | 1889 | 1851 | |
Число учащих | Учителей | 2 | ||
Учительниц | 1 | 1 | ||
Помощников | 1 | |||
Помощниц | 2 | 2 | 2 | |
Число учащихся в 1907 уч. г. | Мальчиков | 269 | 103 | |
Девочек | 120 | |||
Число учащихся по отделениям | 1-е отделение | 60 | 37 | 56 |
2-е отделение | 59 | 42 | 40 | |
3-е отделение | 59 | 24 | 24 | |
4-е отделение | 58 (и 5 отд. 33) | |||
Число окончивших курс в 1907 г. | Мальчиков | 73 | 18 | |
Девочек | 20 | |||
Ушло до окончания курса | Мальчиков | 24 | 18 | |
Девочек | 16 | |||
Число учащихся к концу уч.года. | Мальчиков | 245 | 91 | |
Девочек | 104 |
ТАБЛИЦА № 3. Об учащихся в народных земских училищах по возрасту, народности, сословию, вероисповеданию и месту жительства.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
УЧАЩИЕСЯ К 1 ЯНВАРЯ 1907 ГОДА РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ | ||||
Число учащихся к 1 января 1907 года | 269 | 103 | 120 | |
По возрасту | Менее 8 лет | 4 | 1 | 5 |
8 лет | 42 | 17 | 39 | |
9 лет | 14 | 15 | 31 | |
10 лет | 64 | 19 | 39 | |
11 лет | 72 | 28 | 4 | |
12 лет | 41 | 15 | 2 | |
13 лет | 19 | 8 | ||
14 лет и старше | 13 | |||
По народности | Русских | 269 | 103 | 120 |
Других народн. | ||||
По сословию | Дети крестьян | 266 | 101 | 119 |
Дети др. сослов. | 3 | 2 | 1 | |
По вероисповеданию | Православных | 269 | 103 | 120 |
Старообрядцев | ||||
Других вероисп. | ||||
По месту жительства | Из того же села | 81 | 16 | 50 |
До 1 версты | 44 | 7 | 23 | |
От 1 до 2 в. | 33 | 20 | 18 | |
От 2 до 3 в. | 62 | 22 | 20 | |
От 3 до 4 в. | 23 | 20 | 3 | |
От 4 до 6 в. | 8 | 14 | 5 | |
От 6 до 10 в. | 12 | 4 | ||
Свыше 10 в. | 6 | 1 |
ТАБЛИЦА № 4. Состав учащих в земских училищах.
Состав преподавателей | Всего на службе | На службе в этом училищ. | Образование | Жалование в год | Квартира при училище | Квартирные деньги |
---|---|---|---|---|---|---|
Истобенское 2-х классное | ||||||
Учитель Александр Николаевич Шатров (заведующий) | 22 лет | 6 лет | Вятск. 4-х класс. городск. учил. | 360 руб. | Получил | |
Учитель Павел Степанович Столяров | 8 лет | 8 лет | Казан. учит. семин. | 360 руб. | ||
Помощница Анна Филипповна Гудина | 6 лет | 1 год | Гимназия | 330 руб. | ||
Помощник Петр Антонович Русалеев | 6 лет | 6 года | Казан. дух. семин. | 330 руб. | ||
Помошница Вера Михайловна Русалева | 10 лет | 3 года | Вятск. епарх. учил. | 330 руб. | ||
Истобенское мужское | ||||||
Учительница Софья Александровна Банникова | 12 лет | 10 лет | Вятск. Мариин. гимн. | 327 руб. | Получила | |
Помощница Фаина Николаевна Князева | 5 лет | 5 лет | Вятск. епарх. учил. | 195 руб. | ||
Помощница Елизавета Федоровна Мышкина | 8 лет | 7 лет | Вятск. епарх. учил. | 192 руб. | ||
Истобенское женское | ||||||
Учительница Римма Алексеевна Корчемкина | 7 лет | 3 года | Вятск. Мариин. гимн. | 300 руб. | ||
Помощница Надежда Ивановна Савиных | 5 лет | 4 года | Татиан. жен. гимн. | 150 руб. | ||
Помощница Елена Тимофеевна Колупаева | 3 года | 3 года | Орловская гимназия | 180 руб. |
ВЕДОМОСТЬ № 5. О состоянии учебных пособий.
Истобенское 2-х классное училище.
Учебники.
Количество книг - 2363
Состоит - 1114,19 руб.
Учебныя пособия.
Количество книг - 603
Состоит - 618,85 руб.
Ученическия библиотеки.
Количество книг - 561
Состоит - 228,69 руб.
Учительския библиотеки.
Количество книг - 552
Состоит - 259,16 руб.
ТАБЛИЦА № 6. Училищные помещения.
Истобенское 2-х классное | Истобенское мужское | Истобенское женское | ||
---|---|---|---|---|
Количество учащихся | 269 | 103 | 120 | |
Собственник помещения | Земское | Наемное | Наемное | |
Количество классных комнат | 5 | 3 | 3 | |
Классные помещения | Площадь всех | 559,6 | 229,7 | 190,4 |
Объем помещений | 3217,9 | 1056,6 | 856,8 | |
Площадь на 1 ученика | 2,0 | 2,2 | 1,6 | |
Объем на 1 ученика | 12 | 10,2 | 7,14 | |
Объем коридоров и раздевалок | 638,3 | 73,1 | 81 | |
Общещития для учеников | Ночуют в классе | 3-14 | ||
Кол-во учен. в общеж. | ||||
Площадь пола | 49,9 | |||
Объем помещения | 202,1 | |||
Квартиры учащих | Кол-во преподавателей | 1 | 1 | 1 |
Количество комнат | 1 | 1 | 1 | |
Площадь помещений | 121,0 | 39,8 | 43,6 | |
Объем помещений | 605,0 | 183,1 | 196,2 |
1907 год. Сведения о числе училищ и количестве учащихся.
- Подробности
- Опубликовано 03.08.2021 23:23
Сведения о числе училищ в Орловском уезде и количестве учащихся в них к 1-му января 1907 учебного года.
Пятерка лучших по доле учащихся от всего населения волости.
По всему Орловскому уезду - 3,11%
Место | Волость | Население в волости | Училищ в волости | Учащихся во всех училищах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мужчин | Женщин | ВСЕГО | Земских | Церковных | Других | Мальчиков | Девочек | ВСЕГО | ||
1 | Истобенская | 3821 | 4093 | 7914 | 3 | 1 | - | 372 | 120 | 492 |
2 | Рыбинская | 2584 | 2777 | 5361 | 4 | 1 | - | 264 | 64 | 328 |
3 | Слудская | 2603 | 2813 | 5416 | 4 | - | - | 178 | 51 | 229 |
4 | Верхошижемская | 2109 | 2210 | 4319 | 2 | 1 | - | 166 | 12 | 178 |
5 | Шишкинская | 4383 | 4722 | 9105 | 3 | 1 | 1 | 350 | 15 | 365 |
Пятерка лучших по доле учащихся мальчиков от количества мужчин.
По всему Орловскому уезду - 5,49%
Место | Волость | Население в волости | Училищ в волости | Учащихся во всех училищах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мужчин | Женщин | ВСЕГО | Земских | Церковных | Других | Мальчиков | Девочек | ВСЕГО | ||
1 | Рыбинская | 2584 | 2777 | 5361 | 4 | 1 | - | 264 | 64 | 328 |
2 | Истобенская | 3821 | 4093 | 7914 | 3 | 1 | - | 372 | 120 | 492 |
3 | Шишкинская | 4383 | 4722 | 9105 | 3 | 1 | 1 | 350 | 15 | 365 |
4 | Верхошижемская | 2109 | 2210 | 4319 | 2 | 1 | - | 166 | 12 | 178 |
5 | Слудская | 2603 | 2813 | 5416 | 4 | - | - | 178 | 51 | 229 |
Пятерка лучших по доле учащихся девочек от количества женщин.
По всему Орловскому уезду - 0,85%
Место | Волость | Население в волости | Училищ в волости | Учащихся во всех училищах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мужчин | Женщин | ВСЕГО | Земских | Церковных | Других | Мальчиков | Девочек | ВСЕГО | ||
1 | Спасская | 3149 | 3242 | 6391 | 3 | 1 | 1 | 147 | 99 | 246 |
2 | Истобенская | 3821 | 4093 | 7914 | 3 | 1 | - | 372 | 120 | 492 |
3 | Рыбинская | 2584 | 2777 | 5361 | 4 | 1 | - | 264 | 64 | 328 |
4 | Подрельская | 4581 | 4711 | 9292 | 3 | 1 | 1 | 156 | 92 | 248 |
5 | Слудская | 2603 | 2813 | 5416 | 4 | - | - | 178 | 51 | 229 |