Речной промысел
Жители села своими успехами заслуженно добились звания одного из центров речного промысла Российской Империи.
1895 год. Амурское пароходство набирает на службу.
- Подробности
- Опубликовано 27.02.2021 13:38
Вятский край. 1895 г. № 118. 5 декабря.
Корреспонденция Вятскаго Края.
Орлов.
Амурское акционерное общество пароходства прислало в Орловский уезд уполномоченнаго для набора водоливов, штурвальных и матросов из крестьян Истобенской, Спасской и некоторых других волостей нашего уезда. Условия поступления для означенных лиц на службу в акционерное общество следуюшия: в службу принимаются молодые люди, уже отбывшие воинскую повинность и не состоящие в запасе, т. к. срок службы обусловливается трех-годичным контрактом. Жалованье на своем содержании назначается обществом: водоливу 600 руб. в год, штурвальному 400 руб. в год и матросам во время навигации по 30 руб., а при закрытии ея по 20 руб. в месяц. Всего предполагается набрать из жителей Орловскаго уезда до 40 лоцманов, 20 штурвальных и от 160 до 200 матросов. Проезд от места своего жительства до Казани вновь нанятые служащие должны будут совершить на свой счет, а от Казани до места назначения — на счет пароходнаго общества, при чем за все время пребывания в дороге общество будет выдавать вперед, в счет жалованья нанявшимися в водоливы по 100 руб., в штурвальные по 90 руб. и в матросы по 60 руб.
Отправка из места жительства предполагается 15 будущаго января. Желающих поступить на службу в означенное пароходное общество уже насчитывается до 200 человек. Волостныя правления названных волостей буквально завалены просьбами о выдаче пятилетних паспортных книжек, которыя выдаются правлениями с большой осторожностию и только с разрешения меснаго начальника.
В нынешнюю зиму вообще очень большой спрос на пароходных служащих в Орловском уезде. Поступают очень большия требования на них и от Сибирских пароходовладельцев, предлагающих довольно выгодныя условия и значительное вознаграждение.
Можно предполагать, что в будущую навигацию на Волге и ея притоках окажется очень незначительный процент пароходных служащих из Орловскаго уезда, стремящихся в последнее время большею частию в Сибирь, где для них и заработок больше и условия службы лучше и где Орловские матросы своим знанием пароходнаго дела уже давно снискали себе известность.
Капитан Стойлов Владимир.
- Подробности
- Опубликовано 25.08.2025 21:00
Сибирские огни. № 8 1970 г.
Литературно-художественный и общественно-политический журнал.
Орган Союза писателей РСФСР и Новосибирской писательской организации.
Поиски и находки
Э. Стойлов. По следам старой книги.
Этот старинный том - в кожаном переплете с потемневшим тиснением французских слов, видимо, пролежал бы еще много лет на полках нашей семейной библиотеки, если бы однажды я не получил такое письмо:
"По некоторым источникам мне стало известно, что Вы являетесь правнуком нашего земляка Стойлова Владимира Ивановича, который был капитаном парохода "Св. Николай" на Енисее.
Не сохранились ли в Вашей семье документы или воспоминания о том, в какие годы В. И. Стойлов был капитаном на пароходе "Св. Николай"? Это очень важно установить, так как на этом пароходе в 1897 году ехал В. И. Ленин, направляясь в ссылку в село Шушенское".
Далее сообщалось, что автор письма, уроженец села Истобенского Кировской области В. Пленков, — краевед, он ведет картотеку замечательных земляков, в селе есть люди, которые хорошо помнят Стойловых, сохранился даже их дом.
Что мой прадед — выходец из Вятской губернии, я знал, что он был капитаном парохода на Енисее,— тоже знал. И свидетельствовала об этом та старинная книга в кожаном переплете. Она была издана в Париже в 1899 году и принадлежит перу Жюля Легра — ученого и публициста, совершившего двухгодичное путешествие по Сибири.
Этот старый том передавался в нашей семье по наследству из поколения в поколение, и как-то случилось, что интерес к нему притупился. Книга, имея полное право быть реликвией, стала всего лишь сувениром. Забавным, обычным и привычным. Отпечатанная на прекрасной меловой бумаге, она за семьдесят лет потемнела лишь на срезах, сохранив четкость бисера латинского шрифта. Для всякого, не знающего Французского языка, главный интерес в книге представляли фотографии.
Тут запечатлены и женщины Томска, полощущие белье на реке, и охотники-эвенки со всем антуражем их таежного житья: чумы, рогатины, костры; тут были и фотографии, кандальников, расположившихся на отдых по дороге в Красноярск под присмотром солдат с винтовками, — в общем, уже по иллюстрациям было многое понятно.
А так как французского языка в нашей семье никто не знает, то общение со старинным томом и ограничивалось созерцанием иллюстраций. На титульном листе Жюль Легра написал по-русски:
"Дорогому моему другу — командиру "Николая", на корабле которого я пробыл самое счастливое время этого путешествия, Владимиру Ивановичу Стойлову — от всего сердца.
Жюль Легра".
В книге помещена фотография "корабля". Колесный буксир с одной трубой, черный корпус, белые надстройки, мачта. Названия парохода на снимке не видно. Француз пишет: "Николай". А в письме из Кирова: "Св. Николай" и капитан Стойлов.
Было от чего взволноваться мне, сотруднику Томской областной газеты, и был весьма убедительный повод моему редактору разрешить мне в этот же день вылететь в Красноярск.
Шофер такси, которого я по дороге из Красноярского аэропорта расспрашивал о краеведческом музее и от которого пытался узнать, есть ли там документы о пароходе, увозившем Ленина в ссылку, сказал:
— А у нас на пристани стоит макет "Святого Николая".
— Давай прямо туда.
И вот гранитный постамент, золото мемориальной доски, стеклянный колпак и под ним макет судна. Но у этого макета нет никакого сходства с изображенным в книге пароходом. У Жюля Легра — буксир, здесь — пассажирский, в книге - с одной трубой, здесь — с двумя. Не уехал я обратно в аэропорт только потому, что самолета в Томск в тот день не было.
Зашел в музей, полюбовался другим макетом парохода (теперь уже латунным), установленным тоже на постаменте. Спросил, кто в музее ведет ленинскую тематику, есть ли новые находки. Сказали, что при музее создана специальная группа, собирает все, относящееся к пароходу "Св. Николай", что даже нашли остов парохода, будут его восстанавливать. Руководит этой группой директор музея Зинаида Константиновна Глусская.
Поскольку цель моей командировки уже интереса не представляла, я пришел к директору как частное лицо. А у нее в кабинете народ, хлопоты, заседания, решаются деловые вопросы, и говорить ей со мной некогда. Достаю томик Жюля Легра и кладу перед Зинаидой Константиновной; она, продолжая разговор, листает его, пододвигает ближе, листает еще, еще...
И вдруг самым важным в этом кабинете становится именно мое присутствие. Извинившись перед коллегами, директор переносит совещание на завтра.
— Боже мой,— говорит Зинаида Константиновна,— Это, пожалуй, тот "Николай"!
Я пытаюсь возразить, что тот назывался "Святой Николай" и был пассажирский к тому же. А здесь буксир и...
— Во-первых, пароход назывался "Святитель Николай". Произошла ошибка, — объясняет Зинаида Константиновна. — Во-вторых, в пассажирский его переделали позднее а был он раньше буксиром.
И тут опять мое корреспондентское сердце набирает такой ритм, что я тянусь за стаканом с водой.
— Вы можете оставить книгу до завтра? — спрашивает Зинаида Константиновна. — Я приглашу переводчика, специалистов. Мы все выясним. И вообще мы хотели бы, если позволите, иметь фотокопию книги. За ночь наш фотограф успел бы...
Утром я читаю строчки, естественно, не очень точного перевода из книги Жюля Легра, характеризующие моего прадеда.
"Наш капитан Владимир Иванович Стойлов один из моряков, которые знают лучше всех это место Сибири. Он русский. Это мужчина сорока лет с изысканными манерами, всегда корректно одет. Вот уже восемь дней, что я его знаю, я испытываю по отношению к нему все возрастающую привязанность. Он мало болтлив, несмотря на то, что очень весел. Заботится о корабле, как мать о своем ребенке. Непонятно, когда он спит".
— А знаете, — осторожно говорит Зинаида Константиновна, — пароход действительно оказался не тот.
- Ленинский "Св. Николай" принадлежал купцу Сибирякову, а этот — казенный. Вот читайте у Жюля Легра: "Наш "Николай" — маленький пароход. Он весь белый, с черной ватерлинией. Я нахожу его восхитительным. Он обслуживал строительство моста на Оби, а сейчас предложил свои услуги на строительстве моста через Енисей в Красноярске. Я занимаю на нем каюту старшего инженера центрального участка транссибирской линии Н. П. Меженинова и чувствую себя прекрасно устроившимся для долгого путешествия".
— Но все-таки,— говорит Зинаида Константиновна, — Владимир Иванович Стойлов был капитаном "Святителя Николая". Он
упоминается в этой должности в газете "Енисей" за 1899 год, то есть на два года позднее того времени, когда Ленин ехал в Шушенское.
...
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Стойлов Владимир Иванович есть в Посемейном списке Истобенского сельского общества за 1874 год.
Стойлов Владимир Иванович (дата рождения - 23.10.1860)
Марья Михайловна - жена.
В Календаре Тобольской губернии на 1897 год есть такие сведения:
Список паровых судов по Иртышскому участку Томского округа Путей Сообщения.
Бурлаки на Омутной.
- Подробности
- Опубликовано 11.10.2025 19:23
Бурлаки на Омутной.
(статья с сайта "Мой Омутнинск" - myomutninsk.ru)
Услышав слово "бурлачество", большинство вспомнит картину Ильи Репина "Бурлаки на Волге". На полотне изображены сильные, но смертельно уставшие люди в рваной одежде. Тяжелая профессия привлекала мужчин, а порой и женщин, попавших в трудную финансовую ситуацию.
Под бурлачеством подразумевалась разного рода работа на речных судах. Это был один из самых распространенных видов отхожих промыслов, широко развитый на Каме и Волге. Отхожим промыслом называлась любая сезонная работа крестьян Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно уходить из деревни.
В бурлаки шли крестьяне из губерний, близких к рекам, обычно артелями по 10-12 человек. Крайняя нужда гнала в наем тех, у кого не было пахотной земли или лошади. Молодежь бурлачила, чтобы посмотреть, как живут в других местах.
С 11-12 лет брали в кашевары, а в бурлаки переходили к 17-18 годам. Они не только тянули баржи с грузом против течения или снимали суда, севшие на мель, но и перегружали товары, отливали воду, отбивались от камней. В случае несчастья с судном спасали барку и груз.
Из-за коварства весенних бурных рек сплавлялись только в светлое время суток. На ночь судно ставили на якорь, а бурлаки на берегу разводили костры – отдыхали и готовили скудную пищу. Родилась поговорка: "Сухарь да вода – бурлацкая еда". Труд был физически тяжелый, а жизнь в пути неустроенной, полной лишений и опасностей. Из-за ледяной весенней воды многие получали острые и хронические заболевания. Смертность в рабочем возрасте была очень высокой.
И хотя в музейно-выставочном центре металлургического завода не нашлось записей о бурлаках, можно с уверенностью утверждать о существовании такого промысла в нашей местности. Омутнинское железо сплавляли по рекам вплоть до 1931 года на специальных судах – барках. И если по Омутной, Вятке, Каме их получалось сплавить вниз по течению, то по Волге такой возможности не было. Нанимателями бурлаков по верховьям Вятки и ее притокам были конторы всех железоделательных и чугунно-плавильных заводов – Песковского, Кирсинского, Холуницкого, Омутнинского.
Большинство бурлаков Омутнинского завода составляли пришлые люди, значительная часть – из села Истобенского Вятской губернии. Его жители были профессиональными речниками, передававшими бурлацкий промысел из поколения в поколение. В Омутной истобенцы появлялись в апреле, когда начиналась подготовка к отправке железа.
Бурлаки подразделялись на водоливов и косных. Первые плыли на барках с железом, а вторые – на «завознях» – небольших лодках, исполняли роль посыльных и отвечали за безопасность движения каравана. При отплытии косные форсили и одевались броско. Их легко было узнать в толпе по красным и синим сатиновым рубахам, бархатным штанам и сапогам.
По воспоминаниям очевидца тех событий Н.М. Савватеева, среди истобенцев выделялся косной Козьма – здоровенный, плечистый человек, который играл роль незаменимого запевалы. Такие люди особенно ценились при спишке, то есть спуске груженых барок на воду. Косной запевал знаменитую "Дубинушку", которая помогала координировать действия множества людей, делая трудную, тяжелую работу слаженной и четкой.
Барка – однолетнее речное судно, которое строилось в верховье реки, а затем продавалось на дрова в низовьях. На барках сплавляли железо, чугун, медь, хлеб, сало и другие грузы.
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
Савватеев Николай Макарович (1878 - 1946) - работал несколько лет на Омутнинском заводе купорщиком сортового железа до ноября 1897 года, затем был призван на военную службу.
С 1907 г. Николай вновь стал работать на Омутнинском металлургическом заводе.
Постройка барок
Спуск барки на воду
1897 год. О постройке здания для речных классов.
- Подробности
- Опубликовано 25.07.2020 17:03
Орловскому уездному земскому собранию XXXI очередной сессии 1897 года.
ОРЛОВСКОЙ УЕЗДНОЙ ЗЕМСКОЙ УПРАВЫ
ДОКЛАД
о постройке зданий для Истобенскаго 2-класснаго училища и речных классов при нем.
Вопрос о постройке зданий для Истобенскаго 2-х-класснаго училища М.И.П. тянется уже давно. Еще XXIX очередному земскому собранию управа докладывала (1895 г.) о необходимости постройки новаго здания.
Разсмотрев об этом доклад управы, земское собрание в заседании 13 сентября 1895 г. постановило: согласиться с докладом управы и уполномочить управу:
а) составить смету на постройку Истобенскаго училища и внести ныне же, установленным порядком, ходатайства: пред министерством государственных имуществ о безплатном отпуске леса на постройку здания для этого училища и пред М.Н.П. о денежной субсидии земству на расходы по устройству здания,
б) просить Истобенское общество оказать с своей стороны какое-либо пособие по устройству школьнаго дома
в) если М.Г.И. разрешит к отпуску лес на постройку училища, то поручить управе принять этот лес и на выработку его и вывозку израсходовать отпущенный в распоряжение управы экстренным собранием 15 мая кредит в 500 руб. на приспособление существующаго здания училища для речных классов, а также и все те суммы, какия управа может получить от Истобенскаго общества и из других источников на этот предмет. Расходы же на неотложныя поправки здания, имеющия быть произведенными ныне, отнести на счет суммы на ремонт земских зданий.
После того ходатайство уезднаго земства было разсмотрено в губернском земском собрании, которое и решило представить правительству ходатайства уезднаго земства о безплатном отпуске леса на постройку и о пособии на производство самых строительных работ.
Планы постройки зданий Истобенскаго училища и речных классов составлены земским техником Шкляевым и были уже на разсмотрении уезднаго земскаго собрания. В настоящее время планы эти и техническия сметы находятся на разсмотрении министерства земледелия при представленном г. губернатором ходатайстве земства о безплатном отпуске леса для постройки школьных зданий.
В виду последовавшаго ныне закона о безплатном отпуске леса, можно надеяться, что нужный лес будет ныне отпущен министерством, почему с весны будущаго года необходимо приступить к самой постройке. По планам и сметам для Истобенскаго училища с речными классами проектировано построить:
1) здание на 225 человек учащихся, для общеобразовательных классов училища, размерами 12x12 саж.,
2) здание для речных классов, таких же размеров,
3) особое здание для мастерских училища, столярной, слесарной,
4) кузницы и амбара для склада материалов.
Общая стоимость постройки всех этих зданий исчисляется по сметам техника, считая лесные материалы по рыночной стоимости, до 15 тыс. рублей. Но так как лес будет отпущен безплатно, то из этой суммы, по соображению с исчислениями техника Шкляева, определяющаго стоимость лесных материалов по казенной лесной таксе 1 разряда в 3642 руб., нужно будет исключить хотя 4000 руб. Таким образом на постройку зданий Истобенскаго 2-класснаго училища и речных классов потребуется до 11 тысяч рублей.
В деле постройки помещений Истобенскаго училища, как заявлено управою, обещали прийти земству на помощь: Истобенская волость отпуском на постройку речных классов, по заявлению земскаго начальника г. Ключарева, 1000 рублей и, кроме того, из средств, находящихся в распоряжении местной инспекции народных училищ, предполагается к отпуску на постройку также около 1000 рублей. Таким образом, на постройку всех зданий для Истобенскаго училища потребуется тысяч девять, часть которых управа будет просить М.И.П. пополнить из средств казны. Но так как начать постройку Истобенскаго училища необходимо будет следующей весной, в виду того, что здание опасно и дальше совершенно не может оставаться в нем школа, то уездная управа имеет честь ходатайствовать пред собранием разрешить начать с будущаго года постройку училища, при чем на расходы по постройке школы уполномочить управу исходатайствовать у губернскаго земства заем из запаснаго капитала в девять тысяч рублей, с условием погашения долга средствами уезднаго земства во 1000 руб. ежегодно. Если же М.И.П. отпустит какое-либо денежное пособие, каковое управа испрашивает в размере 4,5, тыс. руб., то деньги эти должны быть зачтены в погашение займа губернскаго земства.
Самую постройку зданий управа полагала бы поручить особой комиссии в составе: члена земской управы, почетнаго блюстителя училища, местнаго земскаго начальника В. К. Ключарева, местнаго гласнаго Я. К. Ожиганова, заведующаго училищем, и местнаго волостного старшины.
Подлинное за надлежащим подписом.
С подлинным верно: секретарь Орловской земской управы А. Огородников.
1892-98 годы. Истобяне-речники в Тюмени.
- Подробности
- Опубликовано 09.10.2022 22:58
Много истобян нанималось водоливами и матросами на баржи и пароходы Богословского пароходства, Управление которого располагалось в г. Тюмень Тобольской губернии.