Речной промысел
Жители села своими успехами заслуженно добились звания одного из центров речного промысла Российской Империи.
1876 год. Бурлачество - главный промысел.
- Подробности
- Опубликовано 19.05.2013 22:16
Статистическое описание Орловского уезда Вятской губернии. Сост. вят. губ. зем. статистик Н. Романов. Вятка: Вят. губ. земство, 1876 г.
Бурлачество.
1881 год. Мужчины, способные к отбыванию воинской повинности на флоте.
- Подробности
- Опубликовано 14.08.2021 12:30
Полное собрание законов Российской Империи.
Собрание второе. Том LV. Отделение второе.
С 19 февраля 1880 года по 28 февраля 1881 года.
Приложения.
Санкт-Петербург, 1884 г.
ШТАТЫ и ТАБЕЛИ.
Список городов и селений, население коих по условиям прибрежной жизни и преимущественно промысловым занятиям более способно к отбыванию воинской повинности на флоте.
Вятская губерния. Орловский уезд. Истобенская волость.
При реке Вятке.
Число душ мужского пола:
Село Истобенское - 667
Деревня Мануиловская 1-я - 22
Деревня Вагановская - 24
Деревня Шишмаринская - 79
Деревня Анофриевская - 60
Деревня Елизаровская 1-я - 19
Деревня Елизаровская 2-я - 63
Деревня Шахановская - 42
Починок у речки Тюшки - 35
Починок Артемия Палкина - 23
Починок Борисовский - 176
1884 год. Истобяне-сплавщики в Слободском уезде.
- Подробности
- Опубликовано 07.11.2021 18:42
Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России.
Выпуск XI. С.-Петербург. 1884 г.
Вятская губерния. Слободской уезд.
Лесная промышленность и заготовка лесных материалов для деревянных изделий.
В Холуницком лесничестве сплавныя реки: Черная Холуница, впадающая в р. Вятку на 130 в. выше г. Слободскаго и р. Белая Холуница, впадающая также в р. Вятку в 3 в. ниже Слободскаго.
...
Для сплава леса нанимаются сплавщики (лоцмана и бурлаки) из сел Истобенскаго и Подрельскаго, Орловскаго уезда, и частию из слободы Кукарки, Яранскаго уезда.
...
В районе 1-го Слободскаго лесничества.
В этом лесничестве протекает большая река Кобра со многими притоками, впадающая в р. Вятку в Сочневской волости, близь села Нагореваго, верст на сто выше г. Слободскаго.
...
Лоцмана на коломенках и другие сплавщики нанимаются из сел Подрельскаго и Истобенскаго, Орловскаго уезда .
В районе 2-го Слободскаго лесничества.
Из этого лесничества отпускается 12,200 разных бревен и 2,000 куб. саж. дров.
...
Лес сплавляется по реке Чепце, впадающей в р. Вятку верстах в 30 выше г. Вятки.
Остальные сплавщики нанимаются из Ярославской волости (29 чел.), и из Орловскаго уезда
(Голомидовской, Истобенской и других вол.).
...
Заготовление лесных материалов для заводских потребностей и на судостроение.
В дачах горных заводов заготовляется: Холуницких — бревен 11,000, жердей — 5,000, Кирсинском - бревен 3,500 , Песковеком — бревен 8,100, жердей 2,000, всего бревен 22,600, жердей 7,000.
В Холуницких заводах строится средним числом 20 коломонок, а в остальных двух 8. Коломенки небольших размеров: в каждую грузится 18 т. п. железа; на каждой 18 сплавщиков, 1 лоцман, 1 водолив; и косных на весь караван в Холуницких заводах 5, а в остальных 3. Чтобы вырубить и доставить весь этот месной материал, построить 28 коломенок и сплавить их, потребно: лесорубов — 400 чел., плотников — 196 чел., лоцманов — 28 чел., водоливов — 28 чел., косных — 8 чел., бурлаков — 504 чел., всего 1,164 чел.
Плотники, т.е. судостроители, из местных крестьян; все сплавщики из Орловскаго уезда, волостей: Истобенской - 370, Посадской - 90, Шалеговской - 54 и Спасской - 54, а лееорубы из крестьян волостей окрестных. Судостроители получают около 40 руб. каждый, лоцмана 35—40 руб., водолеи и косные по 25 руб., бурлаки по 13 руб. 75 коп. и все по четыре пуда ржаной муки; это на Холуницких заводах для сплава каравана до гор. Лаишева, Казанской губ. На Кирсинском же и Песковском караванах, так как отсюда путь гораздо больший, бурлаки получают по 15 руб. и муки по 4 пуда.
ПРИМЕЧАНИЕ АВТОРА ПРОЕКТА.
КолОменка - речное беспалубное грузовое судно типа барки. Разновидность русских речных несамоходных беспалубных барок лёгкой конструкции, которые широко использовались с XVI по XIX век на реках Каме и Чусовой для перевозки хлеба и металлопродукции.
1885 год. Из матросов в сибирские переселенцы.
- Подробности
- Опубликовано 15.06.2019 00:04
Дудоладов А. Очерк переселенческого в Сибирь движения. Томск, 1885 г.
"Получив поручение Западно-Сибирского отдела Императорского Географического Общества занятся летом 1884 г. изучением быта переселенцев, массами прибывающих из пределов России в Сибирь, особенно в Томскую губернию, я первым долгом обратил внимание на переселенцев, проходивших через г. Томск.
...
Рассказывают, что некоторые селения Вятской губернии, Котельнического уезда, снялись с места и ушли до последнего человека.
...
Пермские и Вятские в общей массе переселенцев занимают весьма видное место.
...
Причины, заставляющие вятичей покидать родные места, для далеких и неизвестных стран, неразнообразны: утеснение земли, жить не у чего, говорят они в один голос. Вот Емельян Зыков, крестьянин Орловского уезда, Коврижской волости, селения Зыковского, говорил:"не чем жить стало, земля худая, лесу нет, покоса нет, все странствовал по чужим людям, был на пароходе, на железной дороге у Екатеринбурга, две зимы работал на кожевенном заводе."
...
При таких условиях нет ничего удивительного, что переселение из Вятской губернии приняло заметные размеры. Кроме того, могло влиять на движение вятичей еще другое обстоятельство: в шестидесятых годов вятичи начали в Сибири заниматься отхожими промыслами в ту или другую пору года. Посещая, таким образом, от времени до времени Сибирь, они знакомятся с ней и по возвращению домой, рассказывают о ее житье-бытье своим домашним и знакомым, которые, разумеется слушают, слушают, да и сами решаются побывать в Сибири, а там и переселяются, тем более, что, оставляя дома, немногое теряют. Мне рассказывали, что рабочие на промысел в Сибирь ходят партиями от 5-ти до 7 человек. Таковы матросы и бочкари, работающие по Тобольской губернии; матросы, например набираются, будто-бы, хозяевами по селам Вятской губернии, по контрактам, с тем, между прочим, условием, что передний путь и обратный до Тюмени на хозяйский счет. Из рассказов я узнал, что не малый процент матросов состоит из крестьях с. Истобенского Орловского уезда Вятской губернии. Нанимают их сибиряки-пароходчики потому, что они, взявшись за дело, уже не бегут от него, а тянут его до конца. Сибиряки же такими качествами не отличаются.
Ходят в Сибирь для отхожих промыслов также бочкари. Некоторые из матросов и бочкарей, оставляя на время свои семьи, вовсе не возвращаются домой, и в Сибири никуда не причисляются, вследствие этого дома семьи бедствуют, а на самих отлучившихся накопляются большие недоимки.
Те из крестьян, которые приходят к заключению, что переселение в Сибирь для них неизбежно или выгодно, обыкновенно продают дома, скотинку, какая окажется, и кое-что другое, сколачивают таким образом несколько десятков рублей, расплачиваются с долгами и начинают хлопотать. Некоторые берут сразу увольнительные и приемные приговора, как это сделал Емельян Зыков, а другие берут только временное, на 1 год или полгода, увольнение. Свои общества их не задерживают, так как увольняющийся обыкновенно ставит дело так, что подать на него платить берется кто-нибудь из наличных членов общины за пользование остающейся от переселенца землей, которую продать общество никаким образом не позволяет. По крайней мере я не слыхал, чтобы на севере практиковалась продажа земель переселенцами. Некоторые, купив себе лошадь и телегу, садят на нее из своей семьи только тех, в большинстве случаев, членов, которые не могут идти сами, кладут в ту же телегу кое-какие пожитки, кое-какой запас: сухари, хлеб и отправляются в Сибирь пешком. Днями идут, ночами отдыхают и кормят лошадь, разумеется, подножным кормом. Так снимаются с мест некоторые вятичи, другие из них, распродав все, что можно было продать, и сколотив себе несколько десятков рублей, нанимают подводы до первой пароходной пристани, садятся на пароход и продолжают путь далее. Но так отправляются зажиточные, сравнительно, переселенцы и малосемейные, т.е. с семьей в 2 или 3 человека. Крупные семьи едут на своих конях и телегах, минуя железные дороги и пароходы.
...
Таким образом, на то, чтобы пройти из Вятской губернии до Томска, переселенец тратит 2 месяца или около того. Большинство их идет большим Сибирским трактом, причем проходят следующие города: как Глазов, Чердынь и Усолье, потом на Оханск, Кунгур (некоторые заходят в Пермь), Екатеринбург, Шадрин, Ишим, Тюкалу, Каинск, Колывань и Томск.
...
Нет сомнения, что большинство минует железную дорогу, потому что ехать по ней невыгодно, что она пока для них не по средствам.
Также и на пароход переселенцы садятся только по крайней необходимости, а кто может, тот избегает и парохода. В самом деле, пароходный билет, как и железнодорожный на одного человека, стоит 5 руб., Кутявин на весь путь из Вятской губернии до Томска затратил 2 руб. 59 коп. на человека.
... в лето 1884 г. с партиями переселенцев прибыло в г. Томск 26 пароходов; всего переселенцев на этих пароходах было доставлено 3837 человек.
По губерниям переселенцы распределяются так:
Тамбовская - 198 семей
Пермская - 175 семей
Вятская - 110 семей
...
ПРИЛОЖЕНИЕ.
о числе крестьян-переселенцев, проследовавших через г. Томск, летом 1885 года.
Всего проследовало 5589 чел.
По месту выхода (губерниям) переселенцы распределялись следующим образом:
Тамбовская -1303 чел.
Курская - 956 чел.
Вятская - 566 чел.
..."
1887 год. Истобенское - один из центров бурлачества Российской империи.
- Подробности
- Опубликовано 09.08.2011 16:13
«Материалы по статистике Вятской губернии. Том III. Орловский уезд». Вятка. 1887 год.
Бурлачество
Отход в лямку
Отход на барки
Отход на баржи
Отход на пароходы
Отход на плоты